Сжигание ПНГ приводит к ужасным последствиям с экологической точки зрения, а с экономической точки зрения - можно применить высказывание Д.И. Менделеева о нефти - "топить дома нефтью - все равно, что сжигать ассиганции". В случае с попутным газом ситуация еще хуже - деньги просто вылетают в трубу.

Технические причины

1. На большинстве месторождений просто нет необходимой производственной и технологической инфраструктуры для очистки ПНГ.

2. Несовершенная методика и техника измерения, учета и оценки ресурсов ПНГ, и, как следствие, недостаток данных об объемах его сжигания и утилизации. На многих факелах отсутствуют замерные счетчики (пока лишь некоторые компании решили эту проблему).

3. Отсутствие технологий, позволяющих утилизировать ПНГ 3 и 4 ступеней либо большие капитальные затраты на них. «Они обогащены тяжелыми углеводородами, их невозможно перекачивать по трубопроводам, остается только сжигать», — еще несколько лет назад отмечали в этом связи представители «ЛУКОЙЛа».

4. Сложившиеся системы сбора и утилизации и очистка ПНГ ориентированы на централизованные схемы поставки, что приводит к неманевренности системы и доминированию одного покупателя газа, т. е. СИБУРа.

5. Часто потенциальные рынки удалены от месторождений. На строительство трубопроводов для транспортировки попутного газа к газоперерабатывающим заводам необходимы большие капиталовложения — по оценке ИК ФИНАМ, 1 км такого газопровода обходится в 1,4–1,6 млн. долл. Транспортировка ПНГ до ГПЗ с удаленных месторождений делает попутный газ очень дорогим – его себестоимость приближается к 30 долларам за 1000 м3, в то время как, себестоимость добычи природного газа компанией Газпром составляет от 4 до 7 долларов за 1000 м3 на выходе из скважины.

Экономические причины

1. Регулирование цен на природный газ со стороны государства и затянувшаяся либерализация рынка газа. Уровень цен на природный газ в значительной степени определяется уровнем издержек на добычу газа сеноманского яруса, а они значительно ниже затрат на добычу, сбор и утилизацию ПНГ. В таких условиях очистка ПНГ становится просто невыгодной. Поэтому, несмотря на возможность продажи сухого отбензиненного газа по рыночным ценам, потребитель сориентирован на сеноманский газ.

2. Низкие цены на попутный нефтяной газ.

3.Высокая капиталоемкость большинства процессов сбора и направления на утилизацию ПНГ (по сравнению с природным газом очистка ПНГ). Например системы аминовой очистки требуют кроме больших капитальных затрат еще установку Клауса для утилизации газообразного сероводорода. Также многие технические решения, реализованные в системах сбора и утилизации нефтяного попутного газа, ориентированы на применение централизованных систем.

4. Недостаточное осознание величины штрафных санкций за сжигание попутного газа; соответственно, пока у многих нефтяников все еще не дошли руки до того, чтобы заняться этим вопросом.

Организационно-институциональные причины

1. Сбор, очистка ПНГ, и его утилизация не представляет экономического интереса для ряда нефтяных компаний.

2. Неэффективна существующая в РФ система государственного мониторинга и контроля за выполнением условий лицензионных соглашений, в том числе в плане мероприятий по очистке ПНГ и его утилизации.

3. Конкуренция между различными государственными структурами, осуществляющими мониторинг состояния различных аспектов разработки и освоения нефтяных и газоконденсатных месторождений.

4. Очистка ПНГ, и его продажа сталкиваются с монопольной системой (Газпром, СИБУР):

- ограничен доступ недропользователей к ЕСГС (Единой системе газоснабжения), по которой течет, в основном, природный газ компании Газпром.

- особая позиция СИБУРа на закупочные цены на ПНГ.

Справка

Несмотря на то, что по Правилам разработки месторождений (1987 г.), которые действуют до сих пор, ПНГ подлежит сбору, учету и рациональному использованию, до введения штрафов за сжигание попутного газа, сбор, очистка ПНГ и его рациональное использование практически не претворялись в жизнь. Лицензионными соглашениями на разработку нефтяных и газоконденсатных месторождений определен обязательный уровень утилизации ПНГ в 95%, а проектами обустройства предусмотрено создание объектов сбора, промысловой подготовки и транспортировки ПНГ. Нарушение этих правил, по крайней мере, формально, грозит нефтянникам лишением лицензии, а сжигание и отсутствие систем учета караются штрафами. На сегодняшний день основные документы, регламентирующие утилизацию ПНГ - ведомственные НТД, определяющие требования к содержанию проектных документов на различных стадиях разработки месторождений. В них нет четких и конкретных условий, обязывающих недропользователей проводить технико-экономические и технологические исследования для обеспечения комплексной разработки месторождений.

Комментариев нет

Добавить отзыв